ДООП Финансовая ргамотность

1

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка……………………………………………………………….
1.1

3

1.2

Возрастные особенности старших дошкольников…………………………………

8

1.3

Планируемые результаты освоения программы……………………………………

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Формы образовательной деятельности……………………………………………...
2.1

11

2.2

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников……………………………...

12

2.3

Содержание программы……………………………………………………………...

13

2.3.1

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшей

13

группы (5-6 лет)……………………………………………………………………….
2.3.2

Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми

16

подготовительной группы (6-7 лет)………………………………………………...

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы………………….

19

3.2

Организация образовательной деятельности……………………………………….

19

Литература ……………………………………………………………………………

31

Приложения …………………………………………………………………………..

32

Приложение 1

32

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования
последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического
образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт
участия в элементарных экономических отношениях, происходит их
приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение
дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности
ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры,
обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является
фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Дополнительная образовательная программа «Финансовая грамотность»
разработана на основе парциальной программы по финансовой грамотности для
детей старшего дошкольного возраста «Азы финансовой культуры для
дошкольников» Л.В. Стахович, Е. В. Семенковой, Л. Ю. Рыжановской.
Образовательная программа «Финансовая грамотность» (далее – Программа)
разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного
возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического
образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических
понятий в занимательной и игровой форме.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов,
регламентирующих
организацию
деятельности
дошкольных
образовательных организаций:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Определяет основные принципы образования, в том числе содержание и
структуру образовательных программ для дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
Устанавливает основные требования к содержанию образования, в том числе
обязательные образовательные области и компетенции, которые должны
быть включены в программу.

3

-Санитарно-эпидемиологические правила
и
нормы
в
дошкольных учреждениях.
Регламентирует условия и требования к обеспечению безопасности и здоровья
детей в дошкольных учреждениях, что важно при проведении практических
занятий.
-Методические рекомендации по финансовому воспитанию в дошкольных
образовательных учреждениях
Разработанные органами образования материалы, которые могут служить
методическим основанием для включения финансового образования в программу.
-Локальные акты учреждения
Устав дошкольного учреждения, положение о его работе, а также другие
локальные нормативные акты, определяющие особенности реализации
образовательных программ.
-Национальная доктрина финансового образования в Российской Федерации
Ориентиры и принципы развития финансового образования в стране, которые
могут быть учтены при разработке программы.
-Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2016 № 01/2064-16-17 "О мерах по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
детей в
дошкольных образовательных организациях"
Регламентирует санитарные требования к проведению занятий и мероприятий
в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание программы
определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному,
систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа
составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее
– ФГОС ДО):
- Возрастные особенности детей:
Программа адаптирована к возрастным особенностям детей 5-7 лет, учитывая
их психофизическое развитие, интересы и потребности. - Комплексность и
целостность образовательного процесса:
Программа обеспечивает развитие всех образовательных областей, с учетом
взаимосвязи знаний и умений в области финансовой грамотности.

Индивидуализация образовательного процесса:
4

Учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая условия для
его разностороннего развития в области финансовой грамотности.
- Игровой подход:
Включены игровые элементы и методы в обучение для более эффективного
усвоения материала и стимулирования интереса детей к финансовой тематике. Системность и последовательность обучения:
Постепенно вводятся знания и навыки, обеспечивающие системное
формирование представлений о финансах и их управлении.
- Сотрудничество с семьей:
Взаимодействие с семьей для поддержки и продолжения изучения темы
финансов в домашних условиях.
- Развивающая среда:
Создана образовательная среда, стимулирующая интерес детей к финансовым
вопросам, например, через игровые уголки, экскурсии и другие педагогические
методы.
- Формирование ценностных ориентаций:
Помощь детям в формировании положительного отношения к деньгам,
понимания их значения и целесообразного использования.
Цели реализации программы - дать детям базовые навыки и знания в области
финансов, которые понадобятся им в жизни, чтобы иметь возможность
принимать разумные и обоснованные финансовые решения.
Содержание
Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей:
•

социально-коммуникативное развитие;

•

познавательное развитие;

•

речевое развитие;

•

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи реализации программы: Образовательные:
•

Введение в основные понятия денег и их значения.

•

раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги,
подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но
ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

5

•

Формировать навыки распознавания различных денежных единиц.

•

сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,
правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому
предназначению;

•

Развитие умения считать, складывать и вычитать деньги.
Обучение пониманию ценности и необходимости сохранения денег.

•
•

Введение в базовые принципы бюджетирования.

•

подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

•

заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,
управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости,
накоплению, полезным тратам;

•

научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

•

обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

•

трудиться, работать и зарабатывать;

•

деньги, доходы;

•

покупать, тратить, расходовать, транжирить;

•

откладывать, копить, сберегать;

•

одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

•

планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной
личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы
финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные
(личные) деньги.

Воспитательные:
•

активизировать коммуникативную деятельность детей;

•

стимулировать интерес к изучению мира финансов;

•

сформировать у детей положительную мотивацию к формированию
финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

•

способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,
необходимых для достижения успеха в жизни;

6

•

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой
культуры ребёнка.

Срок реализации «Программы» – 2 года.
Программа, рассчитанная на 36 занятий, построена на основе концентрического
подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.
1. 1 год обучения – (36 занятий) – базовый модуль «Финансовая азбука», в
ходе реализации которого формируются первичные экономические
представления дошкольников об
экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги»,
«семейный бюджет».
1. 2 год обучения– (36 занятий) включает разделы: «Потребности и труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет», развивающие и углубляющие
представления дошкольников по основным темам курса через различные
виды деятельности:
• непосредственно образовательная деятельность;
•

игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами
и другие виды игры;

•

коммуникативная
сверстниками);

•

познавательно-исследовательская деятельность;

•

восприятие художественной литературы и фольклора;

•

конструирование из разного материала;

•

изобразительная деятельность;

•

двигательная форма активности ребенка.

(общение

и

взаимодействие

со

взрослыми

и

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой
воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по
курсу в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной группе – не
более 30 минут. Так как курс «Финансовая грамотность» направлен на освоение
экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей. Для профилактики утомления
детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с
различными формами двигательной активности.

7

В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы
положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается
практический опыт выполнения конкретных действий.
1.2. Возрастные особенности развития старших дошкольников
Дети старшего возраста, примерно в 5-6 лет, проходят через множество
возрастных особенностей и достижений в своем развитии:
Развитие физической моторики: Дети в этом возрасте становятся все более
уверенными в своих движениях. Они могут бегать, прыгать, лазить и
манипулировать объектами с большей ловкостью.
Развитие речи: Возраст 5-6 лет является ключевым моментом развития речи у
детей. Они обычно могут выражать свои мысли более сложными
предложениями, а также задавать и отвечать на вопросы с большей ясностью.
Развитие социально-эмоциональных навыков: Дети становятся более
самостоятельными и способными к сотрудничеству со сверстниками. Они
начинают развивать свою эмпатию и умение решать проблемы мирно.
Увеличение внимания и концентрации: Возраст 5-6 лет характеризуется более
длительной и сосредоточенной способностью к играм и задачам. Дети могут
более успешно выполнять задания и продолжать объединять свое внимание.
Развитие игровых навыков: В этом возрасте игра играет важную роль в
развитии детей. Они могут участвовать в более сложных играх с правилами,
имитировать роли и использовать свое воображение для создания историй.
Развитие когнитивных навыков: Дети в возрасте 5-6 лет начинают развивать
логическое мышление и способность решать проблемы. Они могут сравнивать,
сопоставлять и классифицировать различные объекты и идеи.
Важно отметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и скорость и
способности могут различаться. Это лишь некоторые основные особенности,
наблюдаемые у детей старшего возраста 5-6 лет.

Подготовительная группа (6 – 7 лет):
Возрастные особенности детей старшего возраста, примерно шести-семи лет,
могут варьироваться, но обычно включают в себя следующие характеристики:

8

Развитие когнитивных навыков: В этом возрасте дети начинают развивать
более сложные когнитивные навыки, такие как логическое мышление,
аналитические способности и способность решать проблемы. Они могут начать
задавать вопросы о причинах и следствиях, а также развивать представления об
абстрактных понятиях и символах.
Развитие языковых навыков: Дети старшего возраста начинают строить более
сложные предложения и развивают способность к общению на более
абстрактные и сложные темы. Они могут становиться более навычными в
использовании сложных грамматических конструкций и лексики.
Развитие социальных навыков: Дети в этом возрасте начинают осознавать
свою роль в обществе и стремятся быть частью группы. Они могут проявлять
больше интереса к играм с парами или группами и могут выражать свои
потребности и желания.
Развитие физических навыков: Дети старшего возраста становятся более
ловкими и могут улучшать свои навыки в беге, прыжках и ловкости. Они могут
быть более координированными и иметь больше силы, что позволяет им
участвовать в более сложных физических активностях.
Развитие эмоциональных навыков: Дети старшего возраста могут становиться
более самостоятельными и развивать саморегуляцию эмоций.
Они могут проявлять большую эмпатию и понимание чувств других людей.
Развитие игровых навыков: Дети старшего возраста могут начать играть в
более сложные ролевые игры и развивать воображение и творческое мышление.
Они могут создавать более сложные сюжеты и сценарии, используя различные
игрушки и предметы.
Это лишь некоторые особенности детей старшего возраста, и каждый ребенок
может иметь индивидуальные характеристики развития. Важно помнить, что
развитие может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей
и опыта каждого ребенка.

1.3. Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы Финансовой грамотности для детей в возрасте 5-7 лет
позволяет достичь следующих планируемых результатов:

9

•

•
•

•

•

•

•

•

•

•

Понимание основных понятий и принципов финансовой грамотности,
таких как деньги, бюджет, сбережения, потребление и т.д.
Усвоение навыков денежного счета и учета расходов и доходов.
Развитие умения принимать решения в бытовых финансовых ситуациях и
планировать свои финансы.
Понимание значимости накоплений и умение сохранять деньги на
незапланированные расходы или вложения в будущие цели.
Отработка навыков продуктивного использования денег и практика
сбережений.
Развитие навыков самоконтроля и установления приоритетов при
потреблении.
Понимание различных способов получения дохода и осознание
взаимосвязи между работой и заработком.
Формирование положительного отношения к деньгам и развитие
ответственного отношения к финансовым ресурсам.
Развитие коммуникативных навыков, таких как умение выражать свои
финансовые потребности и пожелания, а также умение договариваться и
торговаться.
Формирование осознанного потребительского поведения и умение видеть
различие между необходимыми и желательными покупками.

В результате освоения программы финансовой грамотности дети в возрасте
5-7 лет будут иметь уверенность в своих финансовых возможностях, научатся
принимать ответственные решения в финансовых вопросах и развитии
финансового мышления.
Педагогический мониторинг
С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях,
труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки
эффективности реализации Программы базового модуля разработаны задания
в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.
Диагностика проводится на первом, заключительном занятии базового
модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в
программе отведено 4 занятия.
Форма проведения – групповая. Задания,
предлагаемые детям для выполнения, различны по форме. Основу
составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с
карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Применение
диагностики
обеспечивает
объективную
оценку
результативности, как отдельных составляющих программы, так и всего
10

курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у
детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных
этапах освоения Программы.
2. Содержательный раздел программы.
2.1.Формы образовательной деятельности
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и
родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют
детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие
сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие
проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое
внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным минипостановкам,
которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную
ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность,
милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность,
инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
Игры и симуляции: в рамках программы могут проводиться игры, основанные
на финансовых темах, например, игра "Магазин", где дети могут познакомиться
с понятием денег, обмена и покупок.
Ролевые игры: дети могут играть различные роли, связанные с финансами,
например, роль продавца или покупателя, что поможет им понять, как работает
денежная система.
Работа с историями и сказками: в рамках программы могут использоваться
истории и сказки, которые помогут детям понять, как правильно распорядиться
деньгами и принимать решения о финансовых вопросах.
Творческие задания: программа может включать задания, направленные на
развитие творческого мышления детей в финансовой сфере, например, создание
своего банка или разработка собственного финансового плана.
Групповые дискуссии и обсуждения: дети могут участвовать в групповых
обсуждениях и дискуссиях на тему финансовой грамотности, что позволит им
обменяться мнениями и получить новые знания и навыки.

11

Практические задания: в рамках программы могут быть предложены
практические задания, например, составление бюджета на месяц или покупка
продуктов в магазине с ограниченным бюджетом.
Все эти формы образовательной деятельности помогут детям развить навыки
финансовой грамотности, такие как умение планировать и управлять своими
финансами, принимать финансовые решения и понимать понятия деньги и
обмен.
2.2. Взаимодействие с семьями дошкольников
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей,
которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники
воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного
образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную
информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике
образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с
реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы
родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку
буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают
дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по
формированию финансовой культуры.

12

Взаимодействие с семьями
дошкольников и

Формы взаимодействия

Периодичность сотрудничества

социумом
Единое образовательное пространство

Родительский клуб:
В течение года
проведение лекций,
семинаров, практикумов,
бесед, тренингов; создание
библиотеки;
педагогическая
поддержка; папкипередвижки, проекты,
пособие для родителей
«Финансовая культура в
семье», семейные
конкурсы.
Совместные мероприятия:
встречи с интересными
людьми, мероприятия в
рамках проектной
деятельности, открытые
занятия, выставки,
ярмарки

Широкое информационное поле

Консультации,
тематические памятки для
родителей,
информационные альбомы
и тематические стенды,
выставки, создание
странички на сайте ДОУ,
родительский лекторий

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании
предметно- развивающей
среды

По мере необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учёт
интересов, мнений и
ходимости запросов
родителей, семейного
опыта. Анкетирование,
опросы, диагностика,
индивидуальные беседы,
родительская почта

В течение года

13

2.3.Содержание программы
2.3.1. Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми
старшей группы (5-6 лет).
Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы
проведения

Входная диагностика.
Без труда нет жизни на земле.
Сентябрь

1.Что такое труд?

2.Мои домашние
обязанности
3.
«Трудоснова жизни»
4.
Работать и
зарабатывать.
Октябрь

1.Работать и
зарабатывать
(практическое
занятие)

Трудиться означает что-то делать,
созидать для себя, на благо своей

Беседа, рассказы, играсоревнование «Мои

семьи, близких людей, друзей,
домашних питомцев и пр. Любой труд
– это хорошо, сидеть без дела
– это плохо. Виды домашнего труда

домашние обязанности»,
пословицы и поговорки,
закрепление материалавикторина.
Беседа, ситуативные задачи,
игра «Вот так заработал!»,
Просмотр мультфильма «Так
сойдет».

Работать означает трудиться за
вознаграждение. Зарабатывать –
получать вознаграждение за
выполненную работу (так же можно
заработать наказание за провинность,
проступок и т. п.)
Профессии. Продукты труда: товары и
услуги. Продукты труда используются
человеком для себя и для продажи
(товар)

2. Профессия и
труд.

3.Творческое
занятие

Разбираем, что будет, если люди
перестанут работать и трудиться

4. «Что создается
трудом. Как
продукт труда
превращается в
товар»

14

Игры: «что создается
трудом», «Как продукт труда
в
товар
превращается»,
викторины
«Угадай
профессию», «Услуга
или товар?», загадки
«Все профессии важны, все
профессии нужны, угадай
профессию по продукту
труда
Читаем, обсуждаем,
разгадываем загадки,
представляем, рисуем
Просмотр мультфильма
«Уроки тетушки совы»

Ноябрь

1.
Все работы
хороши, выбирай
на вкус.

Разбираем, чему необходимо
научиться для каждой профессии

Беседа, просмотр
мультфильма, выставка
рисунков

2.
Всякому
делу учиться надо
Закрепляем
3. Мини- спектакль понятия: трудиться, работать и
«Без
зарабатывать
труда не вытащишь
рыбку из пруда»
4.Творческое
занятие

Интерактивные миниспектакль, читаем,
обсуждаем, разгадываем
загадки, рисуем.

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
Декабрь

Деньги – мера оценки труда
Беседа, чтение, рассказ,
(вознаграждение за проделанную
наглядный материал
2.Как придумали
«Деньги»
работу),
универсальное средство
деньги
обмена (инструмент обмена товаров и
услуг)
Беседа, исследование, чтение,
3. Какие бывают Виды денег (монета, банкнота, пятак,
рубль
и
пр.).
Изготовление
денег:
игра «Нарисуем деньги для
деньги, как они
печать,
чеканка
нашей группы»,
выглядят и оттуда
тематический стенд «Какими
берутся
деньги были и какими стали
4.Нарисуем деньги
для нашей группы.
1. Что такое деньги

(эволюция денег)»

Январь

1.Как деньги
попадают к нам в
дом. Трудовая
денежка всегда
крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за
частный труд, заработная плата
родителей, пенсия дедушек и бабушек.
Считай деньги в своем
кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра
«Как потопаешь, так и
полопаешь», ситуационные
задачи, сказка «Трудовые
деньги».

Денежку бережем. Кошельки,
копилки, сейфы, банки, банковские
карты и пр.

Игра «Денежкин домик»,
сказка «Где живут
денежки?», обсуждение.
Папка- передвижка «Мы
идем в банк»

2. «Как потопаешь,
так и полопаешь»
3.. Как деньги
попадают к нам в
дом. Где живут
деньги
4. Денежкин дом

15

Февраль

1«Как правильно
тратить деньги?»
2.Мультфильмы

Способствовать осознанию роли денег
в жизни людей.

Беседа, упражнения,
просмотр мультфильма

3.Мини-спектакль
«Зайкина находка»

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный миниспектакль

4. Закрепление
пройденного
материала

Читаем, беседуем, загадки.

Покупаем, продаем, обмениваем
Март

1.Потребности и
желания 2.
Выбираем самое
важное

Домашнее хозяйство, главные
потребности человека, желания и
капризы. Соотносим потребности,
желания и возможности.

Исследование: что
необходимо человеку для
жизни, игра «Выбираем
самое важное»,
ситуационные задачи,
рассказ «Про капризного
Артема», обсуждение

3.Где покупают и
продают разные
товары

Товары предприятия: магазины,
киоски, ларьки, базары, рынки,
ярмарки

Игра «Где, что купить?»,
обсуждение, тематический
стенд, папка-передвижка
«Мы идем за покупками»

Изготавливаются товары для ярмарки:
рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.
Разбираем цепочку товар
стоимость-цена. Определяем
стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные материалы,
наше время и наш труд) и формируем

Творческо-трудовая
деятельность

4. Где что купить?
Апрель

1.Наша мастерская
2.Стоимость и цена
товара

Игровое занятие «Сколько
это стоит?»

цену

Май

3. «Дорого, дешево, Формировать у детей навыки
выгодноневыгодно» осуществления покупок, выбора и
принятия финансовых решений.
4.» Русская
Знакомить детей с ярмаркой и ее
ярмарка»
атрибутами, приобщаем к народной
культуре.

беседа «как складывается
стоимость
товара,
обсуждение, игра, просмотр
мультфильма «Как старик
корову продавал»

1.Выгодно –
невыгодно

Волшебные правила для покупателя и
продавца, обмен, подарок, реклама

2. «Где покупают и
продают разные
товары»

Торговые предприятия: магазины,
киоски, ларьки, базары, рынки,
ярмарки.

Ситуационные задачи, игра
«Выбираем: дорого – дешево,
выгодно - невыгодно»,
Сказка «Как старик корову
продавал»

16

3.Сюжетноролевая
игра «Магазин»

Закрепление материала

Диагностика знаний и
умений.

4. Мониторинг

2.3.2.Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми
подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы
проведения

Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Сентябрь

Октябрь

1. Тратим разумно,
экономим

Деньги зарабатываются трудом, и
поэтому тратить их необходимо
только с пользой, относится к ним
бережливо. Бережливый человек
всегда богаче. Воспитываем бережное
отношение к труду и деньгам

Беседа, чтение, игра «Деньги
получил-ерунды накупил»,
викторина «разумные траты
сказочных героев», загадки:
«Угадай, кто это?», игра
«Открываем бутербродную,
закупаем товар»

2. Копим и
сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и
сберегать, как можно копить,
непросто, но полезно, ответственно и
важно

Ситуационные задачи,
папкапередвижка «Мы
копим», обсуждение, игра
«Копим и сберегаем»

1. Мини- спектакль

Закрепляем понятия: откладывать,
копить, сберегать. Обыкновенная
копилка может понять, как важно
прилагать усилия к тому, чтобы
обрести желаемую вещь, научит
экономить и даст возможность
распоряжаться личными деньгами

Интерактивный миниспектакль

2. Творческое

Развивать у детей потребность

Дети занимаются посильным

занятие «Наша
мастерская»

радовать близких добрыми делами,
экономить, беречь свои вещи

ремонтом игрушек и т.п., в
том числе принесенных из
дома. Делают поделки из
вторсырья.

1. Понятие
«Карманные
деньги»

Развитие понятия «карманные
деньги». Что с ними можно делать.

Просмотр мультфильма,
беседа, дидактическая игра,
проблемный диалог

«Мишкина
копилка»

Ноябрь

17

2. Мини- спектакль
«День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать
заранее, подарки надо подбирать или
мастерить с умом. Бережливость,
экономия – это разумное отношение к
расходам, результатам труда; забота,
умение делиться и отдавать.

Интерактивный миниспектакль

Учимся занимать и отдавать
Декабрь

Январь

1. Занимаем и
одалживаем

Знакомимся с понятиями:
одалживать, занимать.

Беседа, ситуативные задачи,
игра «Занять и одолжить»,
папка- передвижка «Занимаем
и одалживаем»

2. Долги

Знакомимся с рассказом Валентины
Осеевой «Долг» и русской поговоркой
«Долги к земле придавили».
Выясняем, что долг может быть не
только денежным, невыполненные
обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение.

1. Заплати долг
скорее, тогда будет
веселее.

Осознаем, что если взял в долг на
время, обязан вовремя вернуть
(возвратить). Воспитываем
ответственность: если не уверен, что
это получится, лучше не обещать и не
занимать. Долг – это серьезное
обязательство

Обсуждаем русские
пословицы:

2. Мини-спектакль

Закрепляем понятия: занимать,
одалживать, долг, должник.

•

Умей взять - умей и
отдать!

•

бери, да помни! Не
штука занять, штука
отдать.

•

В долг брать легко, а
отдавать тяжело

Интерактивный
миниспектакль

Учимся планировать
Февраль

1. Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем Игра «План на следующий
важность составления планов.
день», папка-передвижка
Закладываем основы планирования.
«Мы планируем», беседа
Начинаем с планирования своего дня.
Учимся организовывать свое время

2. Ставим цели.

Воспитываем желание и умение
ставить перед собой цели, строить
планы, действовать по плану и

Ситуационные задачи, игра
«Наши цели», тематический

достигать цели.

стенд

18

Март

1. Сделал дело –
гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что
делали и планировали, анализировать
поступки, искать эффективные
решения, думать сообща

Игра «Сделал дело – гуляй
смело», исследование,
ситуационные задачи,
обсуждение

2. Мини –
спектакль «Все по
плану!»

Закрепляем понятия: план,
планирование

Интерактивный миниспектакль

Богатство и бедность
Апрель

Май

1. Хочу купить все! Выясняем, что не все продается и
покупается, главные ценности (жизнь,
мир, друзья, солнце, близкие люди и
пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуационные задачи,
игра «Что нельзя купить?»,
читаем и обсуждаем рассказ
«Как Валюша бабушке сон
покупала»

2. Наше богатство

Формируем представление о вечных
ценностях: любви,
доброжелательности, милосердии,
взаимопомощи, который наряду с
денежным благополучием позволяют
воспитывать гармоничную личность

Читаем и обсуждаем сказки
Бедные – богатые», «Ум и
богатство», беседа,
ситуативные задачи

1. Жадность

Разбираем, что такое жадность и
почему это плохо для человека.

Читаем и обсуждаем рассказ
В.Сухомлинского «Жадный
мальчик», обсуждаем
поговорки:

2. Мини-спектакль
«Бережливые
друзья»

Осознаем, что бережливый человек
всегда умеет трудиться, мастерить
своими руками и получать
удовлетворение от того, что сделал
что-то самостоятельно ему открыт
простой, честный, веселый мир.
Бережливость, трудолюбие, щедрость,
честность, милосердие – качества
человека со здоровым отношением к
деньгам

•

Всех конфет не
переешь, всех одежд
не переносишь-сам
потонет, а воды не
даст.

•

Щедрый бедности не
знает

•

щедрому весь мир
родня.

Интерактивный миниспектакль

Диагностика по итогам изучения модуля

19

3.Организационный раздел программы
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.
Технические средства обучения

ноутбук – 1шт; колонки 1 шт.
Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки)

Учебно-методические пособия

Игрушки
Дидактические игры
Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации
Костюмы Мультфильмы
Художественная литература Пособия для родителей
Папки-передвижки Консультации

Раздаточный материал

Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда,
оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования,
конструирования, игрушечные деньги

3.2.Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой
метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и
творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 72 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 25-30 минут. С целью сохранения здоровья и, исходя из программных
требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная
театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, викторина
и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики
их образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность
реализации Программы, предусмотрено использование, как традиционных
средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь
для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации,
рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и

20

интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы),
основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации
Программы
должны
быть
обеспечены следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях.

21

Литература:
Интернет-ресурсы
1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikamipoekonomike.html
2. http://www.nsportal.ru/
3. http://www.festival.1september.ru/
4. http://www.poskladam.ru
5. http://www.detsadmickeymouse.ru
6. http://www.maam.ru
7. http://www.indigo-mir.ru
8. http://www.usovi.ru
9. http://www.youtube.com
10.http://www.youtube.com
11.http://www.dutsadok.com.ua
12.http://www.paramult.ru/kp
13.http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpiscenka_pro_programmista.html

22

Приложения
Приложение № 1
Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с
дошкольниками
Изучаемые понятия (темы)

Перечень произведений детской
художественной литературы с

Перечень мультфильмов

экономическим содержанием
Потребности

С. Я. Маршак «Кошкин
дом», «Телефон»; русские
народные сказки:
«Жадная старуха», «Как коза избушку
построила;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке»;
К. И. Чуковский «Телефон»

Товар

К. И. Чуковский «Мухацокотуха»;
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;
Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская
народная сказка «Как барин овцу
купил»;
Г. Сапгир «Как лягушку продавали»; С.
В. Михалков «Как старик корову
продавал»

Бартер, обмен

Русская народная сказка «Лисичка со
скалочкой»; братья Гримм
«Выгодное дело»; В. П. Катаев
«Дудочка и кувшинчик»

«Петушок и бобовое
зернышко»

Деньги

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила
Гены»;
А. Н. Толстой «Приключения
Буратино»;
Г.-Х. Андерсен «Огниво»,
«Серебряная монета»;

«Уроки тетушки Совы»: 1
серия
«Что такое деньги?»; 10 серия
«О банке»; 11 серия
«Кредиты и депозиты»; 12
серия
«Безналичные деньги»;
«Приключения Буратино»

23

«Уроки тетушки Совы», 7
серия
«Потребности и возможности»;
«Кошкин дом»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Барбоскины» («Дедушка
хочет на море»); «Цветиксемицветик»;
«Телефон»;
«Малыш и Карлсон»;
«Ох и Ах идут в поход»
«Уроки тетушки Совы», 2
серия
«Ценные вещи»;
«Муха-цокотуха»;
«Аленький цветочек»;
«Как старик корову продавал»

Труд

В. В. Маяковский «Кем быть?»;
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
С. В. Михалков «А что у вас?»,
«Как печатали вашу книгу?»

Банк

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила
Гены»

Реклама

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила
Гены»;
С. В. Михалков «Как старик корову
продавал»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»; братья
Гримм «Три счастливца»
Э. Н. Успенский «Трое из
Простоквашино»

Семейный бюджет

24

«Уроки тетушки Совы», 6
серия
«Работа и зарплата»;
«Доктор Айболит»;
«Самый главный»;
«Незнайка учится»;
«Рекс-спасатель»;
«Барбоскины» («В эфире
новости»);
«Барбоскины» («По закону»);
«Будни аэропорта»
«Уроки тетушки Совы», 10
серия «О
банке»
«Как старик корову продавал»

«Уроки тетушки Совы»: 3
серия
«Семейный бюджет»; 4 серия
«Карманные деньги»; 5 серия
«Умение экономить»;
«Барбоскины» («Дедушка
хочет на море»);
«Каникулы в Простоквашино»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».