Песочные сказки

Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка………………………………………….……....…........3
1.2 Цели и задачи Программы…………………………….……………..…….........6
1.3 Форма организации обучения………………………...........………...…………7
1.4 Планируемые результаты………………………………....……………….........7
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы «Песочные сказки»
для детей от 2 - 6 лет.............................................................................................8
2.2. Тематическое планирование «Песочные сказки»
для детей раннего возраста лет...........................................................................10
2.3. Тематическое планирование «Песочные сказки»
для детей 3-4 лет………………………………..…..………………...…………11
2.4. Тематическое планирование «Песочные сказки»
для детей 5- 6 лет……………………………………….........……….................12
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение……….....………………….…......... 13
Список используемой литературы……….............…………...………….........14

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых
практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в
песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду
формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из
первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми.
Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и
когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и
творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет
обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная
терапия.
Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии
творчества),
направленный
для
оказания
психологической
/
психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может
применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а
также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в
психологическом консультировании. Эффективна песочная терапия для детей,
подростков и даже взрослых людей. Принцип современной песочной терапии
был предложен выдающимся психологом – К.Г. Юнгом, а потому долгое время
это направление развивалось в основном благодаря исследованиям и усилиям
последователей юнгианской школы. Песочная терапия для детей позволяет
ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста
не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком
само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и
стабилизации эмоционального состояния.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка
эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В
других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего
стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить
эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в
качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми
дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.
В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую
эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах
деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер,
трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену
настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к
взрослому.
Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная
экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также
3

конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что
становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых
нарушений.
Нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими
заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и
стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и
стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние
непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное
благополучие. Возникает потребность в создании и разработке целостного
набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала
эффективному повышению моторного и когнитивного развития ребенка и
содействовала снятию стрессового состояния. Многолетние наблюдения и опыт
педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное
самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим
средством.
Сегодня же песочная терапия — не менее известная психотерапевтическая
методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином
и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арттерапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным
повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной
композиции.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка,
поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и
удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который
служит основой для познавательной активности и желания учиться.
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».
Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из
наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование
методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и
естественным способом развития и самотерапии. Существует огромное
количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком —
завораживает. Песок — материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть
привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что
песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка
стабилизирует эмоциональное состояние.
Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с
помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные
чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.
Световой стол для рисования песком является маленькой моделью
окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться
внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и
посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит
решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того,
что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает рисунок из песка –
стирает его – создает новый – и снова и снова,… благодаря чему уходит страх
ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание
того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется
4

новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не
стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством
заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым
гармонизируют состояние человека.
Программа «Песочные сказки» предоставляет возможность педагогу
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития
детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных
проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование
— особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно
зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют
удовлетворить основные потребности ребенка, а именно: желание практически
действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым
манипулированием с ними, как это было в раннем возрасте, а предполагает
получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя
способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно
вызвать одобрение окружающих.
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей.
Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить
ощущения или чувства. Или — в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает
мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ
становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу
системы работы по пескотерапии.
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры
насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью…
Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения
эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических
состояний. Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов,
он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его
эмоциональное состояние.
Новизной и отличительной особенностью программы «Песочные сказки»
является развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, некоторых физических закономерностей,
познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами
практических действий, приобретение ручной умелости и появление
созидательного отношения к окружающему.
Данная программа разработана и составлена на основании нормативных
правовых
документов,
регулирующих
деятельность
дошкольных
образовательных учреждений:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в
5

Минюсте России 27.11.2013 N 30468);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021, № 2.
Адресат программы: система занятий по данной программе предназначена для
детей от 2 до 7 лет.
Объем программы: 36 часа -1 учебный год.
Формы обучения и виды занятий: групповые занятия.
Количество детей в группе до 10 человек.
Срок освоения программы – 1 учебный год.
Программы разработана для детей дошкольного возраста и рассчитана на три
возрастные группы: группа раннего возраста, младшие, средние и старшие
дошкольники.
Режим занятий: Частота встреч - 1 раз в неделю. Во второй половине дня.
Продолжительность одного занятия в зависимости от возрастной группы.
Дошкольники раннего и младшего возраста (до 3 лет) – от 10 до 15 минут,
среднего (3-4 лет) – 20 минут; старшие дошкольники (5-7 лет) – 25 - 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель: Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоциональнотворческое развитие дошкольников, посредством игр в педагогической
песочнице.
Задачи:
-Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе,
их эмоционального благополучия;
Обучающие:
-обучать ребенка положительному отношению к себе и принятию других людей;
-учить выражать свои эмоции;
-учить выстраивать композиции на песке;
-закреплять представление об окружающем мире;
-овладеть техникой песочного рисования.
Развивающие:
- развивать фантазию, воображение;
-развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
-развивать у детей интеллектуальные способности;
-равзвивать познавательные и психические процессы: восприятие, память,
внимание, воображение;
-развивать сенсорно-перцептивную сферу творческого потенциала ребенка;
-развивать коммуникативные навыки, установки на положительное отношение к
6

себе и другим;
-развивать наглядно-образное, творческое и критичное мышление;
-вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Воспитательные:
-воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком,
снижение психофизического напряжения;
-воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного
психологического состояния ребенка;
-воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать
навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к окружающим.
Направленность: художественная
1.3. Формы организации обучения
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки».
Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового
материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду
искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и
сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов,
а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто
«Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому
контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Песочница
является
привлекательной
средой
для
осуществления
сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и
игры в сказочной форме. Например: «Заборчики». (Дети руками лепят
заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого
волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и
результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
1.4. Планируемые результаты
1. У ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, тики,
навязчивости и другие расстройства
2. Корректируется поведение (снятие агрессии).
3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;
5. Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;
7

6. Ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих
внутренних ресурсов;
7. Ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать
эмоциональное состояние других людей.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы «Песочные сказки» для детей 2-6 лет
Особенности организации образовательного процесса:
-вспоминать с воспитанниками перед каждым занятием правила поведения в
работе с песком (не кидаться песком, не оценивать и не портить рисунки других
детей);
- установить эмоциональный доверительный контакт с ребенком;
-если кто-то из дошкольников отказывается от выполнения задания, не
настаивать, не заставлять;
-при завершении ООД воспитанник интерпретирует свою деятельность.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы)
- расхлопывание ладошкой
- дождик (сыпем из кулачка)
- торнадо (сыпем из двух кулачков)
- волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
- Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками,
ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование
мизинцем;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
Особенности в работе с песком на световых столах:
Рисование отличается простотой.
Песочное рисование это – КРАСОТА!
Пластичность
Уменьшение стресса
Воздействие светом, цветом, музыкой.
Основные разделы занятий
Ритуал входа: Этот этап обязателен в психотерапевтической работе.
Цель: определить, правила поведения в песочнице. Особая ценность метода
заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие
функции переходят от логопеда, к персонажу.
Основная часть: Воспитанникам предлагается инсценировка художественного
произведения (сказки, рассказа, отрывка) в игровой форме с персонажами
(куклы, игрушки, видео ряд). Групповое обсуждение сюжета, проблемы,
морали. Индивидуальное/групповое воспроизведение сюжета на рабочих
поверхностях (песочницах).
Ритуал выхода: Ритуал выхода необычайно важен с психологической
8

стороны, особенно благодарность. Получение положительного заряда в конце
занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее
повторять.
Методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с
раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы
экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной
дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,
прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,
моделирование).
5. Релаксация.
6.Концентрация.
7. Функциональная музыка.
8.Сказкотерапия.
Формы работы:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки».
Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового
материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду
искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и
сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов,
а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто
«Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому
контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Песочница
является
привлекательной
средой
для
осуществления
сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и
игры в сказочной форме. Например: «Заборчики». (Дети руками лепят
заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого
волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и
результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

9

2.2. Тематическое планирование «Песочные сказки»
для детей раннего возраста
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Здравствуй песочек
2.Курочка Ряба
3.Осень
4.Однажды утром
1.Под грибом
2.Дождик, дождик...
3.Ветерок заболел
4.Репка
1.Храбрый еж
2.Теремок
3.Лис и мышонок
4.Колобок
1. Зима
2. Первый снежок
3. Заюшкина избушка
4. Елочка
1.Лесной Мишка и Проказница Мышка
2.Цыпленок
3.Хрюша обижается
4.Снегопад
1.Заяц в мех оделся белый
2.Три Котенка
3.Сыплет, сыплет снег охапками
4.Снегурушка и лиса
1.Весна
2.Зверик
3.Как лисичка быка обидела
4.Вот подснежник на поляне
1.Муха -Цокатуха
2.Кто сказал Мяу
3.Как коза избушку построила
4.Маша и медведь
1.Упрямые коза
2.Чьи башмачки
3.Цыпленок и утенок
4.Летнее солнышко

10

2.3. Тематическое планирование «Песочные сказки»
для детей 3-4 лет
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Здравствуй песочек
2.Яблоко
3.Осень
4.Колосок
1.Петух да собака
2.Соломенка, уголь и боб
3.Как у зайчонка зуб болел
4.Три медведя
1.Лиса и кувшин
2.Два жадных медвежонка
3.Как собака друга искала
4.Гуси -лебеди
1.Зима
2.Госпожа Метелица
3.Про друзей
4.Хрюшка и Чушка
1.Какая бывает зима
2.Пальцы
3.Середина сосиски
4.Почему кот моется после еды
1.Горшок каши
2.Дружба
3.Кто без крыльев летает
4.Сто умов
1.Весна
2.Сосульки
3.Лягушка в зеркале
4.Такое дерево
1.Далеко и близко
2.Мистер Крококот
3.Ветер и солнце
4.Хорошо спрятанная котлета
1.Когда не хватает игрушек
2.У солнышка в гостях
3.Караблик
4.Лето нас встречает

11

2.4. Тематическое планирование «Песочные сказки»
для детей 5-7 лет
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Здравствуй песочек
2.Умелые руки
3.Осень
4.Живые грибы
1.А я кто?
2.Хлебный голос
3.Доверчивый ежик
4.Бабушкин подарок
1.Сладкая каша
2.Хаврошечка
3.Серая шейка
4.Находчивость
1.Зима
2.Кот в сапогах
3.Про динозавра и мышку
4.Двенадцать месяцев
1.Разноцветные зверята
2.Царевна – льдинка
3.Пёс и воробей
4.Золушка, или хрустальная туфелька
1.Счастливый день
2.Затейники
3.Серебрянное копытце
4.Не надо врать
1.Весна
2.Финист – ясный сокол
3.Мальчик – с - пальчик
4.Друг детства
1.Цветик – семицветик
2.Бобик в гостях у Барбоса
3.Урок дружбы
4.Собачкины огорчения
1.Упрямый, упрямый, упрямый ослик
2.Как стать большим
3.Как муравьишка домой спешил
4.Летнее настроение

12

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий
требованиям СанПину.
1.Оснащение кабинета песочной терапии:
Стол с подсветкой, наполненный песком,
4 планшета с подсветкой для индивидуальной работы,
4 пластиковых, 2 деревянных песочницы для индивидуальной работы.
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым,
просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно
светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Технические устройства:
— Фотоаппарат, компьютер, проектор.
3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
— Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных
исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства,
фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини
разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
—Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и
домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны,
фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)
— Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница, заборы, ворота, здания,
имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.),
храмы различных религий
— Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
— Деревья, кусты, цветы и другие растения.
— Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев,
ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
—Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.)
— Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)
— Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
— Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
— Миниатюрные музыкальные инструменты.
— Ритуальные предметы.
— «Мультяшные» персонажи.
— Маски.
— Зеркала.
—Ларцы, коробочки.
К материалам относятся различные предметы, используемые в песочной
терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разные
группы и вызывают у ребенка различные реакции (металл, кости, камень, перья,
13

стекло и кристаллы, пластмасса, раковины, дерево).

Список используемой литературы
1. Баринова Н. Песок — вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. —
№2. – с. 2
2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная
педагогика. – 2007. — №1. – с. 50
3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная
педагогика. – 2004. — №5. – с. 26
4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13
5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. — №4. – с.
65
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь»,
2005
9. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических
игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической
психологии образования — №1/2006
10. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. — №5. – с. 39
11. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная
педагогика. – 2006. — №4. – с. 56
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. — сост. Л. С. Киселева и
др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
13. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер,
2001г.
14. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».