программа логоритмика

Содержание
Целевой раздел
1. Пояснительная записка……………………………………………….…….…….3
2. Цели и задачи Программы…………………………………….…………….…....4
3. Форма организации обучения……………………………………………...…….4
4. Планируемые результаты………………………………………………………...5
5. Способы выявления результативности программы.............................................6
II.
Содержательный раздел
1. Тематическое планирование Логоритмика «Ладушки» для детей 2-3
года……………………………………………………………………...……….....7
2. Тематическое планирование Логоритмика «Ладушки» для детей 3-4
года……………………………………………………………….………...............9
3. Тематическое планирование Логоритмика «Ладушки» для детей 4-5
года…………………………………………………………………………...…...12
4. Содержание программы Логоритмика «Ладушки» обучения (дети 3-7
лет)……………………………………………………………...............................15
Организационный раздел
1.Режим организации деятельности……………….....………................................17
2. Материально-техническое обеспечение……...........………………...…………17
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
программы...................................................................................................................17
Список используемой литературы………….......…………………...………….19
I.

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и
движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых
механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения,
понимать музыкальные произведения. Поэтому, считаем целесообразным проводить в
детском саду образовательную деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе детям с ОВЗ (алалия, дизартрия, задержки речевого развития,
нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как
создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению
логопедических упражнений и пр.
Таким образом, программа, составленная с опорой на положения Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлена
на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка
младшего дошкольного возраста посредством сочетания слова и движения.
Данная программа разработана и составлена на основании нормативных
правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных
учреждений:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013
N 30468);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26
(зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный №
28564).
Адресат программы: система занятий по данной программе предназначена для
детей 2-5 лет.
Объем программы: 72 часа -1 учебный год.
Формы обучения и виды занятий: групповые занятия.
3

Количество детей в группе до 10 человек.
Срок освоения программы – 1 учебный год (9 месяцев).
Режим занятий: Частота встреч - 2 раза в неделю. Во второй половине дня.
Продолжительность одного занятия в зависимости от возрастной группы. Группа
раннего возраста (2-3 года) – 10 минут, младшая группа (3-4 года) – 15 минут; средняя
группа (4-5 года) – 20 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Направленность программы: социально-педагогическая.
В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого
развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения
комплексных логопедических методик, направленных на формирование речи детей
младшего дошкольного возраста. Одной из таких методик является логопедическая
ритмика.
Логоритмика
направлена
на
всестороннее
развитие
ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье
ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например,
дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют
дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры.
2.Цели и задачи реализации программы
Цель программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом
развитии ребенка, в т.ч. и детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
посредством сочетания слова и движения.
Задачи программы:
1. Активизировать высшую психическую деятельность ребенка через развитие
зрительного и слухового внимания и восприятия;
2. Развивать и увеличивать объем слуховой, зрительной и двигательной памяти;
3. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику детей,
формировать произносительные навыки;
4. Развивать и совершенствовать мелкую и общую моторику;
5. Вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с
речью;
6. Развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи,
творческую фантазию и воображение.
3.Формы организации обучения
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к
окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает
позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников.
4

Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание
самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное
чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной
деятельности.
4.Планируемые результаты
Возможности личностного развития и усвоения материала у всех детей
происходит неравномерно, в разных темпах. Однако можно выделить следующие
целевые ориентиры усвоения программы.
К концу 1-го года обучения дошкольники будут:
знать: основной обиходно-бытовой словарь;
схему собственного тела;
основные параметры ритма;
простейшие общеразвивающие, образные и плясовые движения.
уметь: выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии;
строить простую фразу;
произносить слова простой слоговой структуры;
делать простые обобщения;
слышать и различать простейшие музыкальные формы;
по показу играть на шумовых инструментах.
К концу 2-го года обучения дошкольники будут:
знать: основной обиходно-бытовой словарь, включающий нечастотные единицы;
основные грамматические конструкции русского языка;
наречия, обозначающие пространственные и временные признаки, сравнения и
уподобления;
частотные словообразовательные модели и словоизменительные модели;
звуки русского языка;
схему собственного тела;
основные параметры ритма;
основные общеразвивающие,
образные и плясовые движения.
уметь: выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии;
строить простую распространѐнную фразу;
произносить слова несложной слоговой структуры и слова со стечением
согласных;
дифференцировать звуки русского языка;
делать простые обобщения и обобщения второго уровня;
ориентироваться в микро- и макропространстве;
слышать и различать простейшие музыкальные формы;
по показу играть на шумовых инструментах;
импровизировать при озвучивании речевого материала;
инсценировать простые песни.
К концу 3-го года обучения дошкольники будут:
знать: обиходно-бытовой словарь, взятый в широком контексте, включающий
нечастотные единицы;
основные грамматические конструкции русского языка;
простые предлоги и союзы;
наречия, обозначающие пространственные и временные признаки, причины,
5

цели;
частотные и нечастотные словообразовательные и словоизменительные модели;
звуки русского языка;
схему собственного тела;
основные параметры ритма;
основные общеразвивающие, образные и плясовые движения.
уметь: выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии;
строить простую распространѐнную фразу;
строить сложную фразу с использованием союзов;
произносить слова несложной слоговой структуры и слова со стечением
согласных;
дифференцировать звуки русского языка;
выделять слово из предложения;
выражать изменение смысла высказывания изменением интонации иди
параметров голоса;
делать простые обобщения и обобщения второго уровня;
ориентироваться в микро- и макропространстве;
слышать и различать простейшие музыкальные формы;
по показу играть на шумовых инструментах;
импровизировать при озвучивании речевого материала;
инсценировать простые песни;
прохлопать ритмический рисунок песни или мелодии.
5.Способы выявления результативности программы
Единственной формой выявления результативности работы по программе
являются открытые занятия.
Для
отслеживания
динамики
освоения
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и анализа результатов
образовательной деятельности существует система педагогического мониторинга.
Учебная программа рассчитана на обучающихся без специального отбора. Исходный
опыт не предусматривается. Мониторинг включает промежуточную и итоговую
диагностику.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и
на формирование практических умений. Оценочным средством при этом является
педагогическое наблюдение, педагог устно характеризует результатов - «старался»,
«стало лучше», и т. д.
Промежуточная диагностика проводится один раз в год (декабрь-январь) в форме
открытого занятия, чтобы показать динамику развития ребенка.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения (апрель-май) при
предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения,
предусмотренного программой.

6

Содержательный раздел
1. Тематическое планирование Логоритмика «Ладушки»
для детей 2-3 года
II.

Месяц

Содержание занятий

Сентябрь

Вводное занятие.
Введение в программу.
Знакомство с целями и задачами обучения.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков,
звуки [А], [О], [У] – кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Я и мир», «Детский сад»,
«Овощи», «Фрукты» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Ну-ка, все встанем в круг», «Надувайся, наш
пузырь», «Погремушка», «Дождик», «По тропинке, по дорожке»,
«Музыкальные игрушки», муз. Е. Железновой; «Русская пляска для
малышей», муз. В. Красѐва [28]; «Сапожки», р.н.мел., обр. Т. Ломовой
[22]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Мы на карусели сели»
[34], «Огуречик-человечек» (см. Приложение 2); артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3, 52,81].
Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], 8
[Э], [И] - кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Я и моѐ тело», «Осень»,
«Перелѐтные птицы», «Моя семья» - знакомство с лексическими
единицами и грамматическими категориями, активизация собственного
высказывания.
Игры и упражнения: «Ходим-бегаем», муз. Е. Тиличеевой [21]; «Вот
носик», муз. Е. Железновой; «Санитарная песенка», муз М. Раухвергера,
сл. А. Барто [9]; «Тюшки-тютюшки», Т. Тютюнниковой [18]; «Бег и
прыжки», «Дождик», муз. В. Лобачева [76], «Воробушки», М. Красева
[74]; «Розовые щечки», муз. Г. Вихаревой [23]; «Разминка», муз. Е.
Макшанцевой [47]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Гуси,
гуси», «Мамочка на праздник ждала себе гостей» (см. Приложение 2);
артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], 8
[Б‘], [В], [В‘], [Г], [Г‘] - кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Транспорт», «Игрушки», «Мой
дом», «Одежда» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Бег с обручами», муз. Л. Бетховена, «Контрданс
№1» [28]; «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера [21]; «Едет, едет
паровоз», «Автобус», муз. Е. Железновой; «Тепловоз», «Велосипед»,
«Трамвай», муз. Е. Макшанцевой, [47]; «Ой, как пальчики замѐрзли»
[24]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Мы – отважные
пилоты», «У Алѐнки есть крючок» (см. Приложение 2); артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, 8
звуки [Д], [Д‘], [Ж], [З], [З‘], [Й] - кинетическое опознание.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Кол-во
занятий
8

7

Январь

Февраль

Март

Апрель

Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима»,
«Новый Год» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Приседай» [28]; «Зайка прыгал», муз. Е.
Железновой; «Саночки», муз. М. Басовой (см. Приложение_1); «Вальс
снежинок», муз. В. Дашкевича (см. Приложение_1); «Ой, мороз!», муз. Г.
Вихаревой [23]; «Игра с погремушками», муз. И. Морозова «Балет
«Доктор Айболит» [74]; «Мишка косолапый», муз. М. Картушиной [32];
«Лужа», муз. Е. Макшанцевой [47]; «Какой звук?», «Запомни и повтори»
[45]; «Я ходить не хочу», «Баба – Яга, костяная нога», «У всех Новый
Год» (см. Приложение 2), «На полянку, на лужок» [19]; артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков,
звуки [К], [К‘], [Л‘], [Л‘], [М], [М‘] - кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Мебель», «Инструменты»,
«Зимующие птицы», «Продукты питания» - знакомство с лексическими
единицами и грамматическими категориями, активизация собственного
высказывания.
Игры и упражнения: «Ленточки», муз. Р. Рустамова [21]; «Воробушки»,
венг. нар. мел. [28]; «Воронята», муз. М. Раухвергера [5]; «Тук-ток-туктуки», муз. Е. Железновой; «Поварята», муз. Г. Вихаревой [21]; «Воробьи
и бобик», муз. Картушиной [32]; «Какой звук?», «Запомни и повтори»
[45]; «Сорока-белобока, научи меня летать», «Мы печѐм пироги» (см.
Приложение 2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
[3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных
звуков, звуки [Н], [Н‘], [П], [П‘], [Р], [Р‘], [С], [С‘] - кинетическое
опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Музыкальные инструменты»,
«Профессии», «Моя страна», «Защитники Отечества» - знакомство с
лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация
собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Вот какие кубики», муз. Г. Вихаревой [23]; «Мы —
музыканты», муз. Г. Вихаревой [24]; «Хлоп-топ», муз. С. Перкио [65];
«Самолет», «Барабан», «Труба», «Балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.
Найденовой [9]; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана [76]; «Какой
звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Ты беги, беги», «Все ребята
собрались и музыка звучит» (см. Приложение 2); артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных
звуков, звуки [Т], [Т‘], [Ф], [Ф‘], [Х], [Х‘], [Ц] - кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Посуда»,
«Часы и время», «День смеха» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Слон и моська», «Машин день», муз. И. Арсеева,
«Эхо», «Часы», муз. Е. Тиличеевой [20]; «Гопачок», укр. нар. мел. [55];
«Погремушки, муз. М. Раухвергера [55]; «Султанчики», муз. Ф. Шуберта
[55]; «Прятки», муз. В. Петровой [55]; «Дедушкины часы», муз. Р. Бойко
[75]; «Ходим в шляпах», муз. Е. Железновой; «Какой звук?», «Запомни и
повтори» [45]; «Робин-Бобин» (см. Приложение 2); артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных
звуков, звуки [Ч‘], [Ш], [Щ‘] кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Весна», «Спорт», «Домашние

8

8

8

8

8

Май

звери», «Домашние птицы» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Слоны-штангисты», муз. Л. Фиоктистовой [70];
«Котик и козлик», муз. Ц. Кюи, «Идѐт коза рогатая», рус. нар. мел.[26];
«Петушиная полька», эст. нар. т., обработка Г. Подельского (см.
Приложение_1); «Танец с лентами», муз. В. Витлина [33]; «Лошадка»,
муз. Е. Макшанцевой, [47]; «Козлятушки-ребятушки», «В нашем
маленьком домишке» [13]; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45];
«Во дворе играют в прятки» (см. Приложение 2), «Солнышко,
солнышко» [19], «Хохлатка» [35]; артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация твѐрдых и мягких
согласных звуков, йотированные дифтонги - кинетическое опознание.
Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Цветы и травы»,
«Моя речь, мой язык», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими
единицами и грамматическими категориями, активизация собственного
высказывания.
Игры и упражнения: «Жуки», венг.нар.мел. [28]; «Бабочки», муз. Е.
Тиличеевой [5]; «Я рисую солнышко», муз. Г. Вихаревой [23];
«Солнышко», «Танец с флажками», муз. М. Картушиной [32]; «Вальс»,
«Кукушка», «В бору», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [9];
«Марш», муз. Э. Сигмейстера [76]; «Мы цветочки в руки взяли», муз. Ю.
Селиверстовой; «Какой звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Я весѐлый
ветерок», «Здравствуй, шумный ветерок» (см. Приложение 2), «Стало
жарко, будто в печке» [19]; артикуляцио нная гимнастика и дыхательные

8

упражнения [3,52,81].
Всего

72

2. Тематическое планирование Логоритмика «Ладушки»
для детей 3-4 года
Месяц

Содержание занятий

Сентябрь

Вводное занятие.
Введение в программу.
Знакомство с целями и задачами обучения.
Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения на занятиях.
Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки
[А], [О], [У] – кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Я и мир», «Детский сад», «Овощи»,
«Фрукты» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими
категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация
собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной (см.
Приложение 1); «Ходьба вперед и отступая назад», муз. Д. Кабалевского,
«Рондо-марш (отрывок) [28]; «Марш», муз. С. Прокофьева [77]; «Каштанчики»,
муз. Е. Гомоновой; «Упражнения с цветными флажками», («Флажки»), муз. Ю.
Чичкова; «Шла лисица», И. Мазнина [18]; «Марш», муз. Ф. Шуберта и
«Дедушкины часы», муз. Р. Бойко [77]; «Какой звук?», «Запомни и повтори»,
«Кто летает, плавает, едет?» [45]; «Мы на карусели сели», «Огуречикчеловечек», «Хлоп-хлоп, полный поворот», «Скачем мы вперѐд, вперѐд», «Во
саду ли, в огороде» (см. Приложение 2); артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э],
[И] - кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Я и моѐ тело», «Осень», «Перелѐтные

Октябрь

Кол-во
занятий
8

8
9

Ноябрь

Декабрь

Январь

птицы», «Моя семья» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Учимся подпрыгивать» («Регтайм»), муз. А. Джоплина;
«Качание рук и «Мельница», агл. нар. мел. [28]; «Веселые путешественники»,
муз. М. Старокадомского [16]; «Моя семья», муз. А. Ермолова; «Разноцветная
игра», муз. Б. Савельева [16]; «Танец с погремушками», муз. Д. Кабалевского,
[31]; «Дождик», рус. нар. мел, обр Т. Попатенко [23]; «Белочка», муз. В.
Шаинского [15]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Кто к нам пришѐл?»
[45]; «Мы едем-едем-едем на большом велосипеде» [8] «Гуси, гуси», «Мамочка
на праздник ждала себе гостей», «Меж еловых мягких лап», «Наша ласточка»,
«Я сказку знаю наизусть» (см. Приложение 2); артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], [Б‘],
[В], [В‘], [Г], [Г‘] - кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Транспорт», «Игрушки», «Мой дом»,
«Одежда» - Знакомство с лексическими единицами и грамматическими
категориями, отработка словоизменительных моделей, активизация
собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Люблю свою игрушку, муз. Г. Вихаревой» [23]; «Весѐлые
медвежата» муз. Г. Вихаревой [24]; «Антошкина дорожка», муз. И. Бодраченко,
сл. И. Боровик [14]; «Буль-буль», сл. А. Усачева [65]; «Машина едет далеко»,
муз. «Теремок ТВ»; «В гости», муз. И. Арсеева [20]; «Танец-игра с игрушками»,
бел. нар. полька «Янка» [17]; «Хрюшка обижается» муз И. Корецкого; «Какой
звук?», «Запомни и повтори» [45]; «Мы – отважные пилоты», «У Алѐнки есть
крючок», «Мы построим самолѐт», «Свой ремень мне подарил старший брат»,
«Лиф на байке, три фуфайки» ((см. Приложение 2), «Дин-дон, дин-дон» [34];
артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки
[Д], [Д‘], [Ж], [З], [З‘], [Й] - кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима», «Новый Год»
- знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями,
отработка словоизменительных моделей, активизация собственного
высказывания.
Игры и упражнения: «Упражнение с хлопками», муз. Ф. Шуберта «Вальс» [28];
«Кот и мыши», англ .нар. мел. [28]; «Снежные колобки», муз. Г. Вихаревой [23];
«Танец снежинок», муз. Г. Вихаревой (см. Приложение 1); «Танец с
погремушками», муз. М. Картушиной [33]; «Музыка леса», муз. М. Картушиной
[33]; «Заинька, попляши», муз. Н. Римского-Корсакова [25]; «Какой звук?»,
«Запомни и повтори», «Называй, не зевай!» [45]; «Я ходить не хочу», «Баба –
Яга, костяная нога», «У всех Новый Год» «У маленькой Мэри», «Унки-вэнкивонки мышка» (см. Приложение 2), «На полянку, на лужок» [19], «1-2-3-4-5, мы
во двор пошли гулять» [8], «Мурка шѐрстку прилизала» [35]; артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки
[К], [К‘], [Л‘], [Л‘], [М], [М‘] - кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Мебель», «Инструменты», «Зимующие
птицы», «Продукты питания» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Снегири и кошка», «Птички и кошка», муз. Г. Вихаревой
[24]; «Сова», муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Воробей», муз. З. Левиной, сл. С.
Прокофьевой; «Калачи», муз. А. Филиппенко, сл. Г. Демченко [77]; «Песенку
про Машу», муз. М. Карминского, сл. И. Демьянова; «Кастрюля-хитрюля» муз.
Е. Попляновой; «Вальс-шутка» муз. Д. Шостаковича [76]; «Какой звук?»,
«Запомни и повтори», «Хорошо послушай», «Один – много», «Кто вышел?»,
«Почтальон» [45]; «Сорока-белобока, научи меня летать», «Мы печѐм пироги»,
«Скоро мы переезжаем», «Наш Петер», «Ладо-ладо-ладушки» (см. Приложение
2), «Ахал, ухал, охал филин» [8]; артикуляционная гимнастика и дыхательные

8

8

8

10

Февраль

Март

Апрель

Май

упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков,
звуки [Н], [Н‘], [П], [П‘], [Р], [Р‘], [С], [С‘] - кинетическое и артикуляторное
опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Музыкальные инструменты»,
«Профессии», «Моя страна», «Защитники Отечества» - знакомство с
лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка
словоизменительных моделей, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Весѐлые строители», «Музыканты», муз. Г. Вихаревой
[23]; «Петрушки», муз. Г Вихаревой [24]; «Пограничник», «Трубы звонкие
трубят», муз. И. Арсеева [20]; «Ходит Ваня», рус. нар. п. [77]; Игра «Оркестр»,
муз. М. Картушиной [33]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Найди пару»,
«Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Ты беги, беги», «Все ребята
собрались и музыка звучит», «Тихо-тихо, тихо-тихо», «Вижу чудное приволье»,
«На горах высоких» (см. Приложение 2); артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков,
звуки [Т], [Т‘], [Ф], [Ф‘], [Х], [Х‘], [Ц] - кинетическое и артикуляторное
опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Посуда», «Часы и
время», «День смеха» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Кукляндия», муз. П. Овсянникова [44]; «Веселая кухня»,
«Снегири и кошка», муз. Г. Вихаревой [23]; «Песня про ночь», муз. «Теремок
ТВ»; «Юмореска» муз. А. Дворжака; «Колыбельная», муз. М. Красева [77];
«Ходим в шляпах», муз. Е. Железновой; «Какой звук?», «Запомни и повтори»,
«Догадайся сам», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «РобинБобин», «Кто там ходит влево-вправо?», «Жил да был весѐлый гном» (см.
Приложение 2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
[3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных
звуков, звуки [Ч‘], [Ш], [Щ‘] кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Весна», «Спорт», «Домашние звери»,
«Домашние птицы» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Медведи-боксѐры», муз. Л. Фиоктистовой [71]; «Высокий
бег - «лошадки», муз. И. Дунаевского «Галоп»; «Курочки и петушок», муз. В.
Щербачев «Куранты» [28]; «Котятки», «Воробьишки весной», муз. Г.
Вихаревой [23]; «Мыши на крыше», «Дождик», муз. и сл. И. Бодраченко [13];
«Какой звук?», «Запомни и повтори», «Добавим и запомним», «Один – много»,
«Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Звенит капель», «Еду я на самокате»,
«Поросятки, поросятки», «Смотрит в лужу петушок», «Во дворе играют в
прятки» (см. Приложение 2), «Солнышко, солнышко» [19], «Хохлатка» [35];
артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация твѐрдых и мягких согласных
звуков, йотированные дифтонги - кинетическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Цветы и травы», «Моя
речь, мой язык», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Качели», муз. В. Ребикова [28]; «Ква-ква-ква!», муз. Г.
Вихаревой [23]; «Солдаты маршируют», муз. И. Арсеева [20]; «Кукушка
танцует», муз. Э. Сигмейстер [77]; «Как у наших у ворот», рус. нар. мел. [77].;
«Вертушки», муз. Е. Туманян [53]; Игра «Лисички и синички», муз. М.
Картушиной, сл. М. Каминской [33]; «Какой звук?», «Запомни и повтори»,
«Делай, как слышишь», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон» [45]; «Я
весѐлый ветерок», «Здравствуй, шумный ветерок», «Майским днѐм, весенним

8

8

8

8

11

днѐм», «Сидел медведь под деревом», «По тропинке мы идѐм» (см. Приложение
2), «Стало жарко, будто в печке» [19]; артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения [3,52,81].
Всего

72

3. Тематическое планирование Логоритмика «Ладушки»
для детей 4-5 года
Месяц

Содержание занятий

Сентябрь

Вводное занятие.
Введение в программу.
Знакомство с целями и задачами обучения.
Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения на занятиях.
Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки
[А], [О], [У] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Я и мир», «Детский сад», «Овощи»,
«Фрукты» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими
категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Бег с хлопками, муз. Р. Шумана «Игра в жмурки» 77];
«Этюд «Ягоды рябины», муз. Н.Тимофеевой» [44]; «Пугало», рус. нар.
Бургмюллера [77]; «Есть у нас огород», рус. нар. мел.;. мел. [81];
«Чудогрибники», муз. и сл. З. Качаевой [60]; «Какой звук?», «Запомни и
повтори», «Кто летает, плавает, едет?» «Один – много», «Кто вышел?»,
«Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45];
«Мы на карусели сели» [34], «Маленькое солнышко», «Капля раз, капля два»
[19], «Яблочки на веточках», «Хлоп-хлоп, полный поворот», «Скачем мы
вперѐд, вперѐд», «Во саду ли, в огороде» «Огуречик-человечек» (см.
Приложение 2); артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
[3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э],
[И] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Я и моѐ тело», «Осень», «Перелѐтные
птицы», «Моя семья» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных и
словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Галоп и высокий бег», муз. Д. Кабалевского «Галоп» [28];
«На дворе – листопад», муз. Т. Бокач [61]; «Бабушка и дедушка», муз. А.
Брежнева (см. Приложение_1); «Разноцветная игра», муз. Б. Савельева [15];
«Закружился в парке листопад», Л. Горцуева (см. Приложение_1); «Бубен», муз.
М. Красѐва [48]; «Хлопай», муз. Е. Макшанцевой [47]; «Какой звук?», «Запомни
и повтори», «Кто к нам пришѐл?» «Один – много», «Кто вышел?»,
«Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45];
«Гуси, гуси», «Мамочка на праздник ждала себе гостей», «Улетели птицы
вдаль», «Нука, братцы», «Меж еловых мягких лап», «Наша ласточка», «Я
сказку знаю наизусть» (см. Приложение 2); «Едем на велосипеде», «Это глазки»
[8]; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], [Б‘],
[В], [В‘], [Г], [Г‘] – кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Транспорт», «Игрушки», «Мой дом»,
«Одежда» - Знакомство с лексическими единицами и грамматическими
категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей,
активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Догони нас, Мишка», муз. В. Агафонникова [51];
«Затейник», латв. нар. мел, [51]; «Ходьба змейкой», муз. В. Щербачев
«Куранты» [28]; «Заводные игрушки», муз. Т. Ломовой [10]; «Лодочка», рус.
.нар. мел. [47]; «Говорящие заводные куклы», муз. Г. Вихаревой [24];» «Сидит

Октябрь

Ноябрь

Кол-во
занятий
8

8

8

12

Декабрь

Январь

Февраль

белка на тележке», муз. И. Бодраченкo [13]; «Над нашей квартирой», муз. И.
Бодраченко, сл. Э. Успенского [13]; «Какой звук?», «Запомни и повтори»,
«Телефон», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково»,
«Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Мы – отважные пилоты», «У
Алѐнки есть крючок», «Садись-ка, пальчик в вертолѐт», «Я мячом круги
катаю», «В деревушке три Катюшки», «Мы построим самолѐт», «Свой ремень
мне подарил старший брат», «Лиф на байке, три фуфайки» (см. Приложение 2),
«Дин-дон, диндон» [34]; артикуляционная гимнастика и дыхательные
упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки
[Д], [Д‘], [Ж], [З], [З‘], [Й] – кинетическое, акустическое и артикуляторное
опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима», «Новый Год»
- знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями,
отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация
собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Маленький танец», муз. Ф. Кулау; «Танец шоколадных
медвежат», муз. А. Евдотьевой; «Зайчата у костра», муз. Г. Вихаревой [23];
«Зайка и ветерок», муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Красная Шапочка и Серый
Волк», «Три медведя», муз. И. Арсеева [20]; «Где ботинки», муз. и сл. Н.
Шифриной [53]; «Как на тоненький ледок», р.н.п. [78]; «Два ботинка», муз. Л.
Воскресенского; «Галоши», муз. А. Островского (см. Приложение_1); «Какой
звук?», «Запомни и повтори», «Называй, не зевай!», «Один – много», «Кто
вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи
слово» [45]; «Я ходить не хочу», «Баба – Яга, костяная нога», «У всех Новый
Год», «Ко мне братишка привязывается», «Шьѐт зима весѐлым зайкам»,
«Пришла зимушка-зима», «У маленькой Мэри», «Унки-вэнки-вонки мышка»
(см. Приложение 2), «На полянку, на лужок» [19], «1-2-3-4-5, мы во двор пошли
гулять», «Кто живѐт под потолком?» [8], «Мурка шѐрстку прилизала» [35];
артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки
[К], [К‘], [Л‘], [Л‘], [М], [М‘] – кинетическое, акустическое и артикуляторное
опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Мебель», «Инструменты», «Зимующие
птицы», «Продукты питания» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных и
словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Колодец и птицы» муз. и сл. И. Бодраченко [13]; «Танец с
бубнами», муз. С. Рахманинова «Итальянская полька» (см. Приложение_1);
«Молоток», сл. А. Лифшица [66]; «Бяка», муз. «Теремок ТВ»; «Инструменты»
муз. из м/ф «Фиксики»; «Латышский танец» (с молоточками), оркестровка Т.
Тютюнниковой [18]; Скорей ударь в бубен», укр. нар. мел. [69]; «Какой звук?»,
«Запомни и повтори», «Хорошо послушай», «Один – много», «Кто вышел?»,
«Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45];
«Сорока-белобока, научи меня летать», «Мы печѐм пироги», «Мы пилили, мы
рубили», «Мы кормушку смастерили», «Бабушка кисель варила», «Скоро мы
переезжаем», «Наш Петер», «Ладо-ладо-ладушки» (см. Приложение 2), «Много
мебели в квартире» [19], «Ахал, ухал, охал филин» [8]; артикуляционная
гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков,
звуки [Н], [Н‘], [П], [П‘], [Р], [Р‘], [С], [С‘] – кинетическое, акустическое и
артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Музыкальные инструменты»,
«Профессии», «Моя страна», «Защитники Отечества» - знакомство с
лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка
словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация
собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Три поросѐнка», муз. Н. Ефремова; «Спортивная игра с
мячом», муз. Е. Тиличеевой, [69]; «Ах, какие ложечки!», муз. Г. Вихаревой [24];

8

8

8

13

Март

Апрель

Май

«Тарабанчик» сл. В. Данько [66]; «Балалайка и гармошка», муз. И. Арсеева [20];
«Маляр», муз. Ф. Лещинской, сл. Д. Дятеловской [63]; «Вовин барабан», муз. В.
Герчик; «Походный марш», муз. С. Василенко; «Какой звук?», «Запомни и
повтори», «Найди пару», «Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон»,
«Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45]; «Ты беги, беги»,
«Все ребята собрались и музыка звучит», «До-реми-фа-соль», «Профессии
разные есть», «Тихо-тихо, тихотихо», «Вижу чудное приволье», «На горах
высоких» (см. Приложение 2); артикуляционная гимнастика и дыхательные
упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков,
звуки [Т], [Т‘], [Ф], [Ф‘], [Х], [Х‘], [Ц] – кинетическое, акустическое и
артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Посуда», «Часы и
время», «День смеха» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных и
словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Ходим в шляпах», муз. Е. Железновой, «Игра с
ленточкой», муз. Н. Любарского «Игра», [28]; «Чепуха», муз. Е. Тиличеевой, сл.
Н. Найдѐновой (хоровод); «Папа и мама разговаривают», И. Арсеев [20]; Танец
фантиков», муз. Е. Гомоновой; «Наша бабушка», муз. Е. Лучникова (см.
Приложение_1); «Эй, бабушки и дедушки», муз. А. Усачева (см.
Приложение_1); «Чугунок», муз. М. Михайловоа, сл. Ю. Полухина [53]; «Какой
звук?», «Запомни и повтори», «Догадайся сам», «Один – много», «Кто вышел?»,
«Почтальон», «Назови ласково», «Придумай кличку», «Закончи слово» [45];
«Восьмое марта – праздник мам» [35], «Мыла посуду Танюша», «Карл Иваныч
с длинным нососм», «Кто там ходит влево-вправо?», «Жил да был весѐлый
гном», «Робин-Бобин» (см. Приложение 2); артикуляционная гимнастика и
дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных
звуков, звуки [Ч‘], [Ш], [Щ‘] кинетическое, акустическое и артикуляторное
опознание.
Лексико-грамматический компонент: «Весна», «Спорт», «Домашние звери»,
«Домашние птицы» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных и
словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания.
Игры и упражнения: «Игра с обручами», муз. А.Петрова [71]; «Салют»
(Упражнение с лентами), муз. Д. Шостаковича [15]; «Гуси-лебеди», фр.песенка
18 века» [28]; «Скакалочки», муз. Г. Вихаревой [23]; «Котята и Барбос», муз. Е.
Макшанцевой [47]; «Лучики сияют», муз. Г. Вихаревой [24]; «Мышки водят
хоровод», муз. и сл. И. Бодрачеко [13]; «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.
Найденовой [9]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Добавим и запомним»,
«Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай
кличку», «Закончи слово» [45]; «Во дворе играют в прятки», «Раз – весна»,
«Кучерявая овечка», «Заиграл петух на дудке», «Звенит капель», «Еду я на
самокате», «Поросятки, поросятки», «Смотрит в лужу петушок» (см.
Приложение 2), «Солнышко, солнышко» [19], «Хохлатка» [35];
артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения [3,52,81].
Фонетический компонент: дифференциация твѐрдых и мягких согласных
звуков, йотированные дифтонги – кинетическое, акустическое и
артикуляторное опознание.
Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Цветы и травы», «Моя
речь, мой язык», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и
грамматическими категориями, отработка словоизменительных и
словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры
и упражнения: «Салют» (Упражнение с лентами), муз. Д. Шостаковича [14];
«Лягушки и аисты», муз. В. Витлина» [28]; «На паркете в восемь», муз. Ц. Кюи
[26]; «Поиграем в лето», муз. Г. Вихарева [24]; «Колокольчики», муз В.-А.
Моцарта (см. Приложение 1); «Ама-лама» , сл. Т. Боровик [66]; Садовник и
зайцы», муз. А. Лядова «Зайчик» [77]; Будем в армии служить», муз. Ю.

8

8

8

14

Чичкова [15]; «Какой звук?», «Запомни и повтори», «Делай, как слышишь»,
«Один – много», «Кто вышел?», «Почтальон», «Назови ласково», «Придумай
кличку», «Закончи слово» [45]; «Стало жарко, будто в печке» [19], «Я весѐлый
ветерок», «Здравствуй, шумный ветерок», «Что такое День Победы», «Белым
шариком пушистым», «Кошки азбуку смотрели», «До чего хорош денѐк»,
«Майским днѐм, весенним днѐм», «Сидел медведь под деревом», «По тропинке
мы идѐм» (см. Приложение 2); артикуляционная гимнастика и дыхательные
упражнения [3,52,81].
Всего

72

4. Содержание программы Логоритмика «Ладушки»
для детей 2-5 лет
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями
звукопроизношения
–
необходимость.
Они
подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по
рекомендации врача-педиатра используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем.
• Упражнения на координацию речи с движением развивают речевые способности
ребенка, формирует слухо – зрительно- двигательную координацию. Опора на разные
сенсорные анализаторы позволяет достичь максимальных результатов в психо –
физическом развитии детей.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной
доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов,
фраз.
15

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и
сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных
фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста
игры.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть
вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую
и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность
движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках
чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке
его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.

16

Организационный раздел
Режим организации деятельности
Наименование возрастных групп

III.

№
п/п

1.
Содержание

1
2

Количество возрастных
групп

3

Начало занятий, дни
недели, время проведения
занятий
Продолжительность
учебной нагрузки

4

5

Количество занятий в
месяц

группа раннего
возраста

2 занятия в
неделю по 10
минут

младшая группа

2 занятия в
неделю по
15минут

средняя группа

2 занятия в
неделю по
20минут

8

2. Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям
САНПиНов.
2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
3. Магнитофон, компакт диски с записями музыкальных игр и логоритмических
упражнений.
4. Ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиоматериалы, компакт диски с
записями интерактивных игр и развивающих занятий.
5. Картотеки: здоровьесберегающих упражнений, артикуляционной гимнастики,
пальчиковой гимнастики.
6. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
7. Дидактические игры и пособия
8. Пособия для реализации здоровьесберегающих технологий: дыхательные
тренажеры, (аэробол, вертушки, трубочки, воздушные шарики и др.), пособия для
развития мелкой моторики (су – джок, ипликатор Кузнецова, пружинный массажер,
шнуровки, бусинки, мелкие игрушки, кинетический песок).
9. Индивидуальные зеркала.
10. Игрушки.
17

3.Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Раздел программы
Название и форма методического материала
1.Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в пространстве
1.1
Развитие
общей Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
моторики
детей. СПб.: ЛОИРО. 2000. – 220 с.; Буренина А.И. Коммуникативные танцыигры для детей. Учебное пособие. СПб.: Музыкальная палитра. 2004. – 36 с.;
Варених Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие
дошкольников: взаимодействие учителялогопеда и инструктора по
физкультуре. М.: Сфера. 2009. – 144 с.; Картушина М.Ю. Логоритмические
занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. – 192 с.; Картушина М.Ю.
Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.: Сфера. 2010. – 160
с.; Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М.: Гном и Д.
2005. – 216 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: Сфера. 2011.
– 144 с.; Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с
нарушениями в развитии. М.: Советский спорт. 2002. – 212 с.; Кузнецова Е.В.
Танцы для дошкольников. М.: Эдитус. 2013. – 52 с.; Овчинникова Т.С.
Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и
музыкой. СПб.: КАРО. 2006. – 144 с.; Фѐдорова Г.П. Танцы для мальчиков.
Методическое пособие. СПб.: Музыкальная палитра. 2011. – 48 с.; Фомина
Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. М.: Баласс. 2008. – 144 с.;
1.2 Развитие мелкой Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи
моторики
дошкольников. М.: Астрель. 2006. – 46 с.; Картушина М.Ю. Логоритмические
занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. – 192 с.; Картушина М.Ю.
Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.: Сфера. 2010. – 160
с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: Сфера. 2011. – 144 с.;
Котышева Е.Н. Мы друг другу рады! Музыкальнокоррекционные заняия для
детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО. 2013. – 192 с.; Силберт Д. 300
трѐхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. Минск: Попурри.
2013. – 192 с.;
1.3
Развитие Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи
артикуляционной
дошкольников. М.: Астрель. 2007. – 58 с.; Картушина М.Ю. Логоритмические
моторики
занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. – 192 с.; Картушина М.Ю.
Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.: Сфера. 2010. – 160
с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: Сфера. 2011. – 144 с.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. –
2. Развитие дыхания
192 с.; Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.
М.: Сфера. 2011. – 144 с.; Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей.
М.: Человек. 2012. – 160 с.; Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой. М.: Метафора. 2002. – 128 с.
3. Развитие речи
3.1 Развитие звуковой Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. –
культуры речи
192 с.; Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.
М.: Сфера. 2011. – 144 с.; Лозбякова М.И. Учимся правильно и чѐтко
говорить. М.: Вентана-Граф. 2007. – 304 с.; Максакова А.И., Тумакова Г.А.
Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез.
2006. – 176 с.; Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. М.: Школьная Пресса. 2008. – 96 с.
18

3.2 Развитие лексико- Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребѐнка в
грамматической стороны болтуна (из опыта преодоления речи моторной алалии). Мозырь: Белый ветер.
речи
2008. – 122 с.; Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия методы еѐ преодоления.
СПб.: КАРО. 2006. – 304 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.
М.: Сфера. 2011. – 144 с.; Лозбякова М.И. Учимся правильно и чѐтко
говорить. М.: Вентана-Граф. 2007. – 304 с.; Максакова А.И., Тумакова Г.А.
Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез.
2006. – 176 с.; Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. М.: Школьная Пресса. 2008. – 96 с.; Талызин В.Ф. Загадкидобавлялки в картинках. М.: Гном и Д. 2006. – 48 с.
3.3 Развитие связной Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребѐнка в
речи
болтуна (из опыта преодоления моторной алалии). Мозырь: Белый ветер.
2008. – 122 с.; Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия методы еѐ преодоления.
СПб.: КАРО. 2006. – 304 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.
М.: Сфера. 2011. – 144 с.; Лозбякова М.И. Учимся правильно и чѐтко
говорить. М.: Вентана-Граф. 2007. – 304 с.; Максакова А.И., Тумакова Г.А.
Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез.
2006. – 176 с.; Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. М.: Школьная Пресса. 2008. – 96 с.; Талызин В.Ф. Загадкидобавлялки в картинках. М.: Гном и Д. 2006. – 48 с.
4. Игры и упражнения
4.1 Музыкальные игры и Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. –
упражнения
192 с.; Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.
М.: Сфера. 2011. – 144 с.; Котышева Е.Н. Мы друг другу рады!
Музыкальнокоррекционные заняия для детей дошкольного возраста. СПб.:
КАРО. 2013. – 192 с.
4.2 Подвижные игры и Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: Сфера. 2011. – 144 с.;
упражнения
Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в
развитии. М.: Советский спорт. 2002. – 212 с.; Овчинникова Т.С. Подвижные
игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. СПб.:
КАРО. 2006. – 144 с.
4.3 Речевые игры и Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами. М.: Лада.
упражнения
2007. – 224 с.; Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: Сфера. 2011.
– 144 с.; Лозбякова М.И. Учимся правильно и чѐтко говорить. М.: ВентанаГраф. 2007. – 304 с.; Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и
упражнения со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 176 с.; Петрова
Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.:
Школьная Пресса. 2008. – 96 с.; Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. М.:
Астрель. 2000. – 208 с.

1.
2.

3.
4.
5.

Список литературы
Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами. М.: Лада. 2007. –
224 с. 2.
Алпарова Н.Н., Никоаев В.А., Сусидко И.П. Осень — добрая хозяйка: музыкальноигровой материал для дошкольников и младших школьников: учебно-методическое
пособие. Ростов- н/Д:, Феникс, 2009. - 246 с.
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
М.: Астрель. 2007. – 58 с.
Ансерме Э. Что такое ритмика // Бюллетень ≪La Rythme≫ Института Ритма и
музыки Жак-Далькроза в Женеве. 1924. №12.
Бабаджан Т. Мы любим музыку. Выпуск 1 М.: Музгиз. 1959. - 39 с.
19

6. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по
преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Дисс…. к.п.н. СПб, 2011 – 174 с.
7. Баскакова С.А. Ритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой
структуры слова у учащихся школы VIII вида. Дисс….к.п.н. М., 2009 г. – 174 с.
8. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребѐнка в болтуна (из
опыта преодоления моторной алалии). Мозырь: Белый ветер. 2008. – 122 с.
9. Бекина С.И., Ломова Т. Хоровод весѐлый наш. Вып. 1. М.: Музыка. 1980. - 88 с.
10. Бекина С.И. и др. (Музыка и движение Упражнения, игры и пляски для детей 5-6
лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов М.: Просвещение, 1983. – 208
с., нот.
11. Бекина С.И. и др. (Музыка и движение Упражнения, игры и пляски для детей 6-7
лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов М.: Просвещение, 1984. – 288
с., нот.
12.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:
Астрель. 2006. – 46 с.
13. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. М.: Творческий центр Сфера.
2009. - 128 с.
14. Будем в армии служить. Песни, инсценировки, стихи для детей младшего возраста в
сопровождении фортепиано. М.: Музыка. 1988. - 31с.
15. Будем спортом заниматься. Праздники в детском саду. М.: Музыка. 1977. - 48с.
16.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей. СПб.: ЛОИРО. 2000. – 220 с.
17. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. СПб.:
Музыкальная палитра. 2004. – 36 с.
18. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. ТУТТИ. Программа музыкального воспитания
детей дошкольного возраста. СПб.: Музыкальная палитра. 2012. – 144 с.
19. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие
дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре.
М.: Сфера. 2009. – 144 с.
20. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка. 1988. - 111 с.
21. Ветлугина Н., Дзержинская И., Ломова Т. Музыка в детском саду. Выпуск 1. М.:
Музыка. 1965. - 67 с.
22. Ветлугина Н., Дзержинская И., Ломова Т. Музыка в детском саду. Выпуск 3. М.:
Музыка. 1979. - 80 с.
23. Вихарева Г.Ф. Споем, спляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей. - Спб.: РЖ
Музыкальная палитра. 2011. - 40с.
24. Вихарева Г.Ф. Споѐм, спляшем, поиграем - 2: Песенки-игры для малышей. Вып. 2 Спб.: Аничков мост. 2014. - 34 с.
25.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение. 1985. – 191 с.
26. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы,
инсценировки. М.: Сфера. 2002. – 112 с.
27.Доронин А.М., Шевченко Л.Е., Доронина Н.В. Ритмика в специальном образовании.
Майкоп: АГУ, 2007 г. – 164 с.
28.Дубянская Е.М., Нашим детям, изд. 5. Игры, пляски, музыкальнодвигательные
упражнения для дошкольников. Л.: Музыка. 1985, - 79 с.
20

29. Елисеева Е., Родионова Ю. Ритмика в детском саду. Методическое пособие. М.:
Перспектива. 2012. – 104 с.
30. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для
дошколят. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. – 288 с.
31.. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2008.
32. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 23 лет. - 2-е изд. - М.; ТЦ «Сфера», 2010. – 192 с.
33. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. - М.:
«Издательство Скрипторий 2003». 2008. -64 с.
34. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005. – 192
с.
35.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.: Сфера.
2010. – 160 с.
36. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М.: Гном и Д. 2005. – 216 с.
37. Кишиневская М.А., Кузнецова М.А. Ритмика и развитие речи/ Дошкольное
образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы:
материалы II международной практической конференции. Прага: Vedecko
vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2013. С. 43 – 46.
38.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия методы еѐ преодоления. СПб.: КАРО. 2006. –
304 с.
39. Кодина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: Сфера. 2011. – 144 с.
40. Константинова И.С. К вопросу о вкладе музыкальной терапии в помощь детям со
сложными нарушениями развития// Дефектология 2009 №2, стр. 3 – 11.
41. Коренева Т. В мире музыкальной драматургии / Фольклор-музыка-театр под
редакцией С. Мерзляковой. М.: ВЛАДОС. 1999. С. 120 – 144 с.
42.Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в
развитии. М.: Советский спорт. 2002. – 212 с.
43.Котышева Е.Н. Мы друг другу рады! Музыкально-коррекционные заняия для детей
дошкольного возраста. СПб.: КАРО. 2013. – 192 с.
44. Кузнецова Е.В. Танцы для дошкольников. М.: Эдитус. 2013. – 52 с.
45.Лозбякова М.И. Учимся правильно и чѐтко говорить. М.: Вентана-Граф. 2007. – 304
с.
46. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим
словом. М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 176 с.
47.Макшанцева Е.Д. Детские забавы. кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сад.
- М.: Просвещение, 1991. - 64 с.: нот.
48. Метлов Н., Михайлова Л. Играем и поѐм. М.: Советский композитор, М, 1978. - 87с.
49. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая
ритмика в ДОУ. М.: Айрис Пресс. 2004. – 112 с.
50. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения
с речью и музыкой. СПб.: КАРО. 2006. – 144 с.
51.Орлова В., Соковнина Е. Музыкальная шкатулка. М.: Музыка, 1972. - 97 с.
52. Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей. М.: Человек. 2012. – 160 с.
53.Песни для малышей. Вып.8. М.: Советский композитор. 1985. - 52 с.
54.Первомай. Праздничные утренники в детском саду. М.: Музыка. 1969. - 81 с.
55.Петрова В.А. Музыка — малышам. М.: Мозаика-Синтез. 2001. - 144 с.
21

56. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.:
Школьная Пресса. 2008. – 96 с.
57.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М. 1953.
58. Силберт Д. 300 трѐхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. Минск:
Попурри. 2013. – 192 с.
58. Славина-Бурнина Л.Н. Развитие музыкально-ритмических способностей детей
дошкольного возраста с ОНР в коррекционно-педагогической работе. Дисс…. к.п.н.
МГОПУ им.Шолохова, г. Москва. – 171 с.
59. Смирнова И.Г. «Колокольчик» №39 2007 , Спб.: ЗАО «Репрография». 2007. - 36 с.
60. Смирнова И.Г. «Колокольчик» №56 2013, Спб.: ЗАО «Репрография». 2013. - 36 с.
61. Соковнина Е, Будем в армии служить. Праздники в детском саду. М.: Музыка. 1988.
- 31 с.
62. Соковнина Е. Мамин праздник. Вып. 1. М.: Музыка. 1965. - 33 с.
63.Талызин В.Ф. Загадки-добавлялки в картинках. М.: Гном и Д. 2006. – 48 с.
64.Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи…: Творческое музицирование,
импровизация и законы бытия. М.: КД Либроком. 2012. – 264 с.
65. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть II. Учебное пособие. - М.: Педагогическое
общество России, 2005. - 96 с.
66.Уварова Г.А. Эвритмика Эмиля Жак-Далькроза как метод музыкальной терапии/
Actual problems and modern trends and development of psychology and pedagogics:
Material digest of the XIVth International Scientific and Practical Conference. Odessa:
InPress. 2012. С. 5 – 7.
67. Фѐдорова Г.П. Танцы для мальчиков. Методическое пособие. СПб.: Музыкальная
палитра. 2011. – 48 с.
68. Физкульт-Ура! Праздники в детском саду. Вып.3. М.: Музыка, 1973. – 30 с.
69.Филатова Ю.Ю. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и
моторной алалии// Дефектология №4, 2012 г. С. 38-45
70. Фиоктистова Л. «Сильным, ловким вырастай», Музыка, Москва, 1982, - 41с.
71.Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных
способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой
направленности. Автореф…кпн, Волгоград, 1996 г. – 24с.
72. Фомина Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе
системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики. Дисс…дпн. Волгоград. 2004 с.
– 460 с.
73. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. М.: Баласс. 2008. – 144 с.
74.Чайка Е. Встречаем праздник Октября. М.: Музыка, 1982. - 64 с.
75. Чешева С. Музыка для слушания в детском саду. М.: Музгиз. 1962. - 72 с.
76. Чибрикова-Луговская А.Е.. Ритмика: Ходьба. Упражненния. Игры. Танцы: Метод.
Пособие для воспитателей дет. сада и учителей нач. шк. - .М.: «Дрофа», 1998. - 104
с.: ил.
77. Шипицына Н. Наши песенки. М.: Советский композитор. 1958. - 68 с.
78.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. М.: Астрель. 2000. – 208 с.
79.Щербакова Н. Музыкальный сундучок. М.: Обруч. 2012. - 79 с.
80. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора. 2002. –
128 с.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».